Новости

В КНИТУ прошла Всероссийская научно-практическая конференция

18 апреля в стенах Казанского национального исследовательского технологического университета состоялась Всероссийская научно-практическая конференция «Стратегии и тенденции развития естественно-научного образования в условиях технологического суверенитета современной России». Мероприятие организовано Министерством образования и науки Республики Татарстан, Академией наук Республики Татарстан и Передовой инженерной школой «Промхимтех» КНИТУ.

Участниками конференции стали педагоги школ, работники системы образования городов и районов Республики Татарстан, ученые – представители Академии наук Республики Татарстан, эксперты и специалисты предприятий-партнеров КНИТУ: ПАО «СИБУР», ПАО «Газпром», АО «Аммоний», ООО «РТСИМ», а также ученые ведущих российских инженерных вузов: Московского государственного университета, Российского химико-технологического университета имени Менделеева, Московского авиационного института, Московского городского педагогического университета, Санкт-Петербургского политехнического университета имени Петра Великого, Санкт-Петербургского университета ИТМО, Уфимского государственного нефтяного технологического университета, Национального исследовательского университета «МЭИ» в г. Смоленске, Национального исследовательского Нижегородского государственного университета имени Лобачевского, Белорусского государственного технологического университета, Казанского национального исследовательского технического университета, Ивановского государственного химико-технологического университета, Томского политехнического университета.

Основная цель конференции – оказать системное влияние на дальнейшее развитие естественно-научного образования для обеспечения технологического суверенитета нашей страны, выявить причины нехватки инженерных кадров и найти пути решения этой проблемы.
С приветственным словом выступил доктор технических наук, профессор, Президент Академии наук Республики Татарстан Минниханов Рифкат Нургалиевич. «Как известно, 2024 год в республике объявлен годом научно-технического развития, поэтому основная задача спикеров и участников конференции – поделиться и перенять опыт коллег для устойчивого развития естественно-научного образования», – отметил Рифкат Нургалиевич.

Указом Президента Российской Федерации В.В. Путина утверждена новая Стратегия научно-технического развития страны, которая открывает большие возможности, предоставляя приоритетные инструменты для обеспечения конкурентоспособности и лидерства российской экономики на основе передовых производственных технологий. В Татарстане особое внимание уделяется вопросу обеспечения технологического суверенитета. Для его решения создаются открытые и конкурентные научно-образовательные и инновационные инфраструктуры, разрабатывается система их поддержки и регулирования; предоставляются необходимые условия для привлечения и самореализации талантов, в том числе одаренной молодежи, в области науки, технологий и инноваций. Также создаются условия, при которых обучающийся мог бы не только получить знания, навыки, компетенции и квалификацию, но и реализовать перспективный проект.

После приветственных слов началась серия пленарных докладов. Выступление Тимофеевой Анны Александровны, заместителя руководителя Департамента государственной политики в сфере общего образования Министерства просвещения РФ, было посвящено развитию естественно-научного и инженерного профилей обучения в старшей школе. «В этом году мы подводим первые итоги работы по обновленной программе, начинаем понимать, что такое «профильное образование» и попробуем обучать детей в рамках новых задач, которые были перед нами поставлены», – отметила Анна Александровна.

Профильное обучение позволяет получить более структурированные и глубокие знания по предметам, связанным с будущей профессиональной деятельностью. На сегодняшний день можно говорить о том, что школы, вузы, колледжи и передовые предприятия, нуждающиеся в высококвалифицированных инженерных кадрах, начали активную совместную работу. Поэтому перед педагогами, как перед первым звеном в этой цепи, стоит важнейшая задача – найти правильный подход к обучению, позволяющий учащимся выбрать конкретный образовательный путь или направление в соответствии с их интересами, способностями и будущими карьерными амбициями.

О современном состоянии естественно-научного образования и его роли в решении задач стратегии технологического развития Российской Федерации рассказал Хадиуллин Ильсур Гараевич, кандидат педагогических наук, Министр образования и науки Республики Татарстан. Для обеспечения технологического суверенитета необходимы три ключевые составляющие: кадры, инфраструктура, технологии. За последние пять лет система образования нашей страны значительно изменилась. Строятся детские сады, школы, учебные заведения оснащаются новейшими лабораториями и оборудованием, развиваются Передовые инженерные школы. Также реализуется новый вид профессионального обучения с активным участием предприятий-работодателей в образовательном процессе в рамках федерального проекта «Профессионалитет». На базе сельских школ создаются «Точки роста», которые призваны обеспечить высокий уровень образования, дать равные возможности для обучения всех детей вне зависимости от места их проживания.

С докладом на тему: «Перспективы развития социального партнерства в системе школьного профильного естественно-научного образования» выступил Казаков Юрий Михайлович, д.т.н., профессор, ректор ФГБОУ ВО «КНИТУ». Нефтехимия – одна из ключевых и высокотехнологичных отраслей экономики Российской Федерации. Она характеризуется быстрыми темпами развития, и для нашей Республики отрасль является особенно важной, поэтому со стороны работодателя формируется запрос на подготовку кадров высокой квалификации. Крупным предприятиям требуются специалисты с новым уровнем компетенций и знаний. Современный инженер должен обладать цифровыми и коммуникативными навыками, а также уметь создавать новое и обладать креативным мышлением. Это, в свою очередь, приводит к необходимости трансформации системы образования. Школа является начальной ступенью и фундаментом, где закладываются основные знания, поэтому очень сложно после школы «поменять» мышление детей. В КНИТУ реализуется проект Передовых инженерных школ, в рамках которого создаются профильные классы с углубленным изучением химии, проводятся мероприятия по профориентации для учащихся 5-11 классов. Подготовка будущих инженеров проходит по трем основным трекам: инженер-технолог, инженер-исследователь, инженер-инноватор. Также в рамках доклада была обозначена проблема отсутствия современных методик и обученных специалистов по профориентационный работе со школьниками. Решить эту проблему можно путём реализации программы «Бесшовной профориентации», приобретением лабораторного оборудования и химических реактивов в школьные кабинеты химии, внедрением программы переподготовки для учителей и проведением различных олимпиад для школьников.

С докладами также выступили:

Блинов Владимир Игоревич, д.п.н., профессор, член-корреспондент РАО директор общероссийского Центра профессионального образования и систем квалификации с докладом «О преемственности в системе «школа-СПО-вуз» в подготовке специалистов для технологического суверенитета»;

Мешалкин Валерий Павлович, д.т.н., профессор, академик РАН, профессор кафедры логистики и экономической информатики ФГБОУ ВО «Российский химико-технологический университет имени Д.И. Менделеева с докладом «Совершенствование инженерного образования в условиях технологического суверенитета»;

Левина Людмила Семеновна, к.п.н., Заместитель Председателя Общественного Совета по НОКО при Министерстве просвещения РФ, Председатель общероссийской общественной организации учителей и преподавателей химии, главный редактор журнала «Химия в школе» с докладом «Условия актуализации профильного образования в современной российской школе».

После завершения пленарных докладов работа продолжилась в четырех основных секциях:

1. Тренды, тенденции и новые модели развития профориентации;

2. Приоритетные задачи педагогов в контексте новой образовательной среды;

3. Социальное партнерство в развитии естественно-научного образования школьников;

4. Новые подходы к профориентационной работе: модель Казанского национального исследовательского технологического университета.

На каждом направлении прозвучали доклады и сообщения учителей, преподавателей вузов, директоров школ и СПО, представителей промышленных предприятий-партнеров. После каждого выступления участники конференции активно задавали вопросы и коллективно обсуждали поднимаемую тему. Всего в рамках четырех секций прозвучало более сорока докладов. По окончании работы секций модераторы подвели итоги, внесли конструктивные предложения в проект резолюции конференции. Каждый участник получил памятный раздаточный материал и сертификат.

Во время конференции были затронуты очень важные темы: от нехватки педагогов в школах до снижения популярности инженерных специальностей. Особое внимание уделили профориентационной деятельности в школах: как ее внедрить, с чего начать, в каких форматах проводить занятия с учениками. Участники обсуждали, как можно пробудить у детей интерес к точным наукам: химии, физике и биологии. Одним из решений вышеперечисленных проблем является, конечно же, работа с педагогами. Личность школьного учителя была и остается одним из самых важных элементов в процессе формирования и обучения подрастающего поколения. Влияние происходит не только в рамках образовательного процесса – сам учитель и его личность становятся для учеников моделью поведения. Если в силу различных обстоятельств качество школьного образования становится хуже, то это сразу сказывается на СПО, вузах и, конечно же, влияет на деятельность промышленных предприятий и страны в целом.

Левина Людмила Семеновна, к.п.н., Председатель общероссийской общественной организации учителей и преподавателей химии, главный редактор журнала «Химия в школе» поделилась своим мнением по этому поводу: «В последнее время мы действительно все чаще сталкиваемся с вышеперечисленными проблемами. Школьники и студенты мало интересуются физикой и химией, не хватает учителей в школах, отсюда встает вопрос о том, кто будет учить будущее поколение. Но сегодня, во время конференции я осознала, что педагоги не опускают руки. Молодые специалисты не отчаиваются, делают все возможное, чтобы открыть новые двери и попробовать что-то новое. Такие педагоги смотрят вперед и, замечая малейшую перспективу, сразу берутся за ее реализацию. Это не может не радовать, за такими людьми хочется идти вперед. Я много раз видела таких учителей, которые прививают любовь к своему предмету отчасти тем, что они сами по себе интересны, дети это чувствуют и тянутся к ним. Охотнее приходят на уроки, больше интересуются предметом, выполняют с удовольствием задания. Очень много зависит от того, как педагог сам относится к своему предмету. Я считаю, что учитель, являясь примером для учеников, должен приходить на уроки всегда в хорошем расположении духа, проявлять свой профессионализм независимо от ситуации и заряжать своих учеников положительной энергетикой!»